Библейские сюжеты
Нового Завета
Рафаэль (1483 - 1520)
С детства Рафаэль был приобщен к искусству. Отец его, Джованни Санти из Урбино (Италия), был художником и поэтом. От него сын получил первые
уроки ремесла, которое быстро освоил. В 17 лет он переехал в город
Перуджу, став учеником знаменитого, но и не очень оригинального
художника Перуджио.
Рафаэль был прилежным учеником, не стремящимся к оригинальности. Быстро
освоив манеру учителя, он подражал ему с удивительным мастерством, и
ничего еще не предвещало рождения гения.
Двацатилетним юношей он приехал во Флоренцию, где уже обрел славу
Леонардо да Винчи и создал своего "Давида Микеланджело. Рафаэль изучал
анатомию и проекции, писал картины.
Заказов у него было много, да и соблазнов немало. На его ранней
небольшой картине изображен рыцарь, пребывающий в дреме или глубокой
задумчивости; богиня победы предлагает ему меч и книгу, а стоящая с
другой стороны богиня любви сулит земные радости. Рафаэль сделал выбор:
творчество, рыцарское соперничество с лучшими мастерами. И хотя первые
его полотна статичны, лишены яркой индивидуальности, молодой художник не
собирается останавливаться на достигнутом, полон смелых дерзаний и
стремления к наивысшему совершенству. Он умело строит многофигурные композиции, как он использует
эффект перспективы и умело проявляет знание архитектуры.
В 1508 году благодаря протекции своего земляка архитектора Д. Браменте
он получил приглашение в Рим для росписи Ватиканского дворца. Его талант
был вскоре оценен; Рафаэля назначили главным художником. Ему поручили
роспись парадных зал (станц). Он изобразил четыре области деятельности:
религиозно-теологические и философские искания, искусство и правосудие,
показанное сценами библейскими и мифологическими.
Все эти произведения чрезвычайно сложны по содержанию и великолепны по
исполнению, наполнены движением и в то же время гармоничны и
величественны. Прежде всего поражает дерзость замысла молодого художника
и его глубокое проникновение в суть тех непростых идей, которые он решил
передать не словами, а зримыми образами.
Совершенно иная ситуация в философии. Представители разных учений,
только формально объединенные единым архитектурным пространством, в
большинстве своем не принадлежат конкретной Афинской школе, так что
название грандиозной фрески условное. Рафаэль был неплохо знаком с
сочинениями великих философов и понимал суть философского метода
познания, предполагающего немалую долю субъективности, проявления личных
устремлений и принципов жизни мыслителя.
Современному человеку может показаться невероятным, что Рафаэль, не
достигший тридцатилетия, мог создавать такие грандиозные фрески.
Поражает одно уже величие замысла и способность выразить композиций. А
сколько для этого требовалось сделать набросков, эскизов! Общий замысел,
структура картин, конкретные фигуры и обработка многих деталей - дело
рук и мысли великого мастера.
К Рафаэлю пришла слава, его буквально завалили заказами. А ведь после
смерти Браманте в 1514 году его назначили главным архитектором
строительства собора Святого Петра в Риме. Осуществлял он и другие
архитектурные проекты. Он был одним из величайших гениев Возрождения.
E - mail:
balaschov.sascha@yandex.ru
©
Балашов Александр, 2009 - 2010
|