Библейские сюжеты нового Завета

  • Жизнь Иисуса Христа
Эль Греко. "Распятие Христа"

ОСНОВЫ ХРИСТИАНСКОГО ВЕРОУЧЕНИЯ (предисловие)

Введение. Благовещение

Детство и юность Иисуса Христа

Общественное служение Иисуса Христа

Страсти Христа

Воскресение Христа

Неверие Фомы

Вознесение Христа

Страшный Суд

Использованная литература

Детство и юность Иисуса Христа
 Рис. 2. Пьетро Каваллини. «Рождение Христа» (1291). Рим. Церковь Санта Мария ин Трастевере.Пьетро Каваллини. "Рождение Христа"
 
Празднование Иисуса Христа отмечается на Востоке 6 января. Происходило разделение праздников, как на западе, так и на востоке. Празднование отмечается на Востоке уже в учении диагностиков, в частности, у Климента Александрийского. Стали праздновать на западе и востоке в IV веке нашей эры. Как отмечают историки Церкви, праздник Рождества Христова был заимствован Восточной Церковью у Рима, тогда как праздник Богоявления впервые появился на Востоке, а затем уже был перенесен.
 Евангельская история – это всего лишь слова святого Луки. Часто, однако, в западном искусстве под названием «Рождество Христово» подразумеваются также сцены поклонения пастухов и волхвов, тогда как эпизод поклонения волхвов, является сценой Богоявления. Причем если картины на сюжет Рождение Христа, включают и последующие эпизоды, образующие круг эпизодов праздника Богоявления, то сцены этого последнего включают изображение собственно рождения Христа.

Андреа Мантенья. "Поклонение волхвов"
 Рис. 3. Андреа Мантенья. «Поклонение волхвов» (1464). Флоренция. Галерея Уффици.
Первые изображения рождения Христа относятся к эпохе древнехристианских саркофагов, но датируется не ранее чем в IV веке. Сцена очень проста: в яслях под навесом лежит спеленутый Младенец, над ним склонились вол и осел, присутствуют
 Мария и Иосиф, иногда - пастухи. Часто, когда фигурирует звезда, как на одном из римских саркофагов, обнаруженных на Via appia, мы видим также волхвов (во фригийских шапочках).
Звезда показала волхвам и привела к тому месту, где Иисус родился. Быть может, в большинстве случаев художники включали этот мотив в сцену Рождение Христа, исходя из представления о том, что звезда появилась в момент рождения Младенца. Поклонение волхвов представляет такой распространенный иконографический тип, что представлялось естественным использовать звезду и в данном случае.
 Насчет звезды нужно отметить, что сама звезда широко использовалось в качестве литературной программы, нет прямого указания на звезду, но говорится лишь о необычайном свете в пещере, где родился Иисус. И если этот источник был основой для многих других иконографических «мотивов», то вполне резонно предположить, что он же объясняет изображение яркого света в пещере с помощью традиционного образа – звезды.
 К месту рождения Иисуса волхвы отправились, увидев знамение – звезду на востоке, причем им было ясно, чью звезду они увидели – «звезду Его». Известны римские саркофаги эпохи раннего христианства, на которых рядом или позади Марии стоит не Иосиф, а именно Валаам; иногда он указывает на звезду. Восход стоит в момент рождения правителя – знамение, чтившееся в античности. В римском искусстве звезда над головой императора символизирует его божественность.
 Сцена двенадцатилетнего Иисуса в храме являет собою интерьер, каким он им представляется - храма Соломона в Иерусалиме. Отрок Иисус сидит в центре с учителями и седобородыми старцами, которые они были удивлены его знаниями Священного Писания.
В чем заключались вопросы и ответы Иисуса при взглядах старцев и учителей, иудейских? Поскольку беседа проходила в храме и велась с книжниками, занимавшимися толкованием Священного Писания, то можно не сомневаться в том, что вопросы и ответы как учителей, так и Иисуса касались пророчеств о Мессии.
 Нередко художники дают в руки священникам свитки, в то время как Иисус держит привычную книгу (свитки обозначают Ветхий Завет, а книга (или кодекс) символизирует Новый).
 Порой Иисус изображается загибающим пальцем у себя на руке, перечисляя в споре с иудейскими книжками свои аргументы.

 Существует несколько точек зрения насчет интерпретации. Одни считают, что мы здесь встречаемся с первым засвидетельствованным Евангелием актом поучений Христа. Другие считают, что Иисус сам задавал вопросы и учился. Первое толкование основано на арабском Евангелии детства. В живописи можно найти отражение разного понимания того, что произошло в тот памятный день в Иерусалимском храме. Так, в Веронезе Иисус явно сам поучает, в то время как на ряде других картин с этим сюжетом скорее видим его слушающим поучения.

 Рис.4.Неизвестный мастер из Авилы.
 «Рождение Христа» (1464 – 1476). Мадрид. Музей Лазаро Голдеано.
Неизвестный мастер из Авилы. "Рождение Христа"

Рис.5. Герард Давид.
«Рождение Христа» (конец XV – начало XVI века).

Нью – Йорк. Метрополитен – музей.
Герард Давид. "Рождение Христа"
 

 

 

 

 

 

 

 

 

E - mail: balaschov.sascha@yandex.ru
©
Балашов Александр, 2009 - 2010

Hosted by uCoz