Библейские сюжеты Нового Завета

Эль Греко. "Распятие Христа"

ОСНОВЫ ХРИСТИАНСКОГО ВЕРОУЧЕНИЯ (предисловие)

Введение. Благовещение

Детство и юность Иисуса Христа

Общественное служение Иисуса Христа

  • Картины с образом Христа

Страсти Христа

Воскресение Христа

Неверие Фомы

Вознесение Христа

Страшный Суд

Использованная литература

Джотто (1266 - 1337)
Фреска «Распятье» ("Оплакивающие Христа")
Фреска "Распятье" ("Оплакивающие Христа")
В церкви Св. Франциска в Ассизи центральная фигура словно парит над землей в окружении ангелов, раскинув руки; ученики тянутся к нему не только в скорби, но и в устремленности к высшему, к идеалу. А слева в углу показана сцена снятия с креста (так в иконописи было принято совмещать события неодновременные, что подчеркивало их единство и вечности; сказывалось и пренебрежение к перспективе во времени)
Другая фреска в этой церкви — «Оплакивающие Христа» — демонстрирует застывшее мгновение, заставляющее вспомнить рисунки  античных мастеров; показаны различные скорби: от отчаяния - застывшего или эмоционального бурного, до глубокой грусти или печального раздумья. От иконописной традиции здесь сохранился лишь условно очерченный пейзаж.

 

 

 


 

«Страшный суд» (со сценами из жизни Христа)

В нижней части композиции, справа от креста, изображен повесившийся Иуда, которого считали первым ростовщиком. Симметрично ему, по другую сторону креста, Джотто поместил Энрико Скровеньи, протягивающего модель капеллы Деве Марии, стоящей между святым Иоанном и святой Екатериной в знак почтения и преданности, с другой стороны ее поддерживает монах. В последнее время это изображение это истолковывается так: Энрико Скровеньи, чтобы замолить грех отца, вступил в орден кавалеров святой девы Марии, в обязанности которых входило искупление грехов ростовщиков. Построив капеллу, он посвятил ее Марии и отдал ордену. Таким образом, Джотто изобразил на западной стене Энрико Скровеньи, который с помощью монаха ордена св. Марии совершает искупительный акт.
Под выносящим приговоры Христом изображен крест, посредством которого было спасено человечество, и Мария - темноволосая молодая Мадонна с нежнейшим лицом как будто собирается взять за руки и вести к Христу первого из наиболее высоко расположенной группы праведников, возможно, Иоанна Крестителя. В XIII-XIV вв. образ Марии получает новое освещение. Величавая Богородица византийского искусства уже больше похожа на обыкновенную женщину. Она мать Бога, ставшего человеком, и главная посредница между Богом и людьми.

Фреска «Поцелуй Иуды»

Лицо Христа в «Поцелуе Иуды» замечательно исключительно правильными чертами. Профиль Христа отличается соразмеримостью пропорций античной скульптуры. Джотто поднимается здесь до вершин классической красоты.
Только Джотто сумел соединить идеал классической красоты с глубочайшей полнотой душевнуой жизни человека. Новая живописная система и понимание картины как сценического единства дали ему возможность воплощения образа совершенной личности в ее действенном отношении к окружающему миру и в первую очередь к другим людям.

 

 

 

 

 


 

E - mail: balaschov.sascha@yandex.ru
© Балашов Александр, 2009 - 2010

Hosted by uCoz