Библейские сюжеты нового Завета

  • Жизнь Иисуса Христа
Эль Греко. "Распятие Христа"

ОСНОВЫ ХРИСТИАНСКОГО ВЕРОУЧЕНИЯ (предисловие)

Введение. Благовещение

Детство и юность Иисуса Христа

Общественное служение Иисуса Христа

Страсти Христа

Воскресение Христа

Неверие Фомы

Вознесение Христа

Страшный Суд

Использованная литература

Общественное служение Иисуса Христа
Герард Давид. "Крещение Христа" Рис.6. Герард Давид.
 «Крещение Христа» (до 1508). Брюгге. Городской музей изящных искусств.
 
Крещение, в первую очередь, рассматривается как введение человека в лоно Церкви. Это одновременно и акт очищения от всяких грехов, и второе рождение, в котором купель – символ непорочного чрева Девы, из которого посвященный вновь рождается. Крещение – первое из Семи Таинств и одно из Богоявлений Христа.
 В силу всего сказанного сюжет Крещение Христа приобрел огромное значение с первых веков истории христианства и встречается, уже начиная с III века в росписях римских катакомб и на саркофагах.
 Крещение Иисуса Христа Иоанном Крестителем – кульминационный момент его земной миссии. Он провел свою жизнь как отшельник. Это место занимает после «Двенадцатилетний Иисус» и перед «Искушение Христа». В циклах из жизни Иоанна Крестителя, получивших особое распространение в Италии в XIV – XV веках, оно следует за Крещением всего народа и предшествует Аресту Иоанна Крестителя.
 Главное действующее лицо в картинах – Иисус Христос – предстает в виде обычно с бородой и волосами, правая рука поднята в благословляющем жесте, а его левая рука опущена. На левом берегу реки стоит Иоанн Креститель, в его левой руке держит длинный посох с крестом на конце или свиток со своим пророчеством, а правую возлагает на голову Христа. Над головой Иисуса простираются небеса, откуда выступает благословляющая рука – символ Отца Небесного; с неба льется луч света, падающий на голову Христа, а в нем слетает голубь – символ Святого Духа.
 Искушение Христа – излюбленная тема художников. Из всех трех искушений Иисуса Христа, так как там, где все святые находятся в пустыне, обитают демоны в пустынях, выбрали первое – эпизод с камнями. Обычно сцена представляет собою каменистую местность, где перед Христом предстает искуситель.
 Встречаются также изображения отдельно третьего искушения: Иисус стоит на горе, вокруг – архитектурный пейзаж. Присутствие Ангелов ясно указывает на первоисточник. Иногда Диавол изображается низвергающимся вниз головой. В таком виде его гибель напоминает некоторые изображения смерти Иуды Искариота, в основе которых лежит свидетельство Деяний Апостолов: «и когда низринулся, рассеклось чрево его, и выпали все внутренности его».
 Брак в Кане – это первое чудо из 35 чудес, совершенных Христом. В Евангелии отсутствует Матфей, потому что он не был призван учеником, и этим объясняется его отсутствие рассказа об этом чуде в Кане.
 Чудо превращения воды в вина, как и чудо в умножении хлебов, сказывается очевидностью в себе элементы Евхаристии. Этим объясняется то, что сюжет стал общепринятым и широко использовался в качестве темы религиозной живописи с первых веков христианства, хотя в отличие от другого сюжета – Тайной Вечери – долгое время не был принят для изображений в монастырских трапезных, поскольку толковал о пире брачном пусть и о браке символическом; монашеские же уставы запрещали брак.
Важнейшим элементом, в частности, является превращение воды в вино. Известны примеры сопоставления Брака в Канне с Тайной Вечерей – в первом случае превращение воды в вино, а в другом – превращение вина в кровь Господню. Композиция Брака в Канне – вид пиршественного стола – у итальянских художников Возрождения напоминает композицию Тайной Вечери: Христос в центре стола, места за которым, вместо двенадцати Апостолов, занимают гости пира. Но нередко также Христос изображается сидящим сбоку с краю (Джотто, Джусто ди Менабуои).
 В изображении Иисуса должен показаться магический жезл – дань античной традиции. В искусстве Возрождения Иисус изображается так, что он освящает семь сосудов, так называемые «водоносы» по его воле вином. Число сосудов всего составляет от одного до семи, но чаще всего художники следуют евангельскому рассказу и изображают шесть водоносов, представляемых в виде античных амфор, украшенных изысканным орнаментом.
 Христос на изображениях предстает перед нами как человек в руках креста. Здесь запечатлен момент, последовавший за совершением чуда, когда проба вина вызвала изумление. Таким образом, художник в данном случае следовал прямому смыслу евангельского рассказа.
Христос стоит на воде. Он протягивает руку Петру, который судорожно хватает ее, наполовину погруженный в волны. Лицо Петра выражает испуг и отчаяние. Море, как правило, бурное в отличие от того, каким оно изображается в Чудесном улове, хотя иногда оно может изображаться и спокойным; тогда в глади воды могут отражаться персонажи этой истории. Определенное сходство двум этим сюжетам придает поведение Петра.
 Картины с сюжетом Христа и грешницы появляются в европейском искусстве в эпоху Возрождения. Художники подчеркнули разные моменты этой истории: грешницу только что привели к Христу, и она предстает перед Христом; Иисус, не обращая внимания на книжников и фарисеев, наклонился и пишет пальцем на земле; Иисус произносит свои слова, обращаясь к книжникам и фарисеям.
Камень, который Иисус предложил бросить тому, кто считает себя безгрешным, может держать в руке один из лживых поборников нравственности.
 Рядом с Иисусом могут находиться его ученики; в таком случае непременно присутствует Иоанн. Прическа женщины и ее платье обнаруживают в ней куртизанку и свидетельствуют о том, что ее грех – прелюбодеяние. Г. Шиллер констатирует, что именно этот сюжет нередко писался как парный.
 Хотя известно несколько примеров использования этого сюжета в искусстве Средневековья, популярность он приобрел, начиная с Лукаса Кранаха Старшего, картина которого на эту тему была написана в 1538 году. Наиболее этот сюжет использовался художниками Северной Европы в XVII веке.
 Христос изображается держащим младенца или возлагающим на него руки, то есть в момент благословения. Матери держат на руках своих младенцев (Лукас Кранах Старший).
 Иногда изображаются также отцы младенцев. Могут присутствовать двое или трое из учеников Христа. Обычно это Петр, Иаков и Иоанн. Они разочарованы и с осуждением взирают на то, что Христос повелел допустить к нему детей, ведь сами ученики их к нему не пускали.
Исследователи считают, что своей популярностью эта тема обязана дружбе Лукаса Кранаха Старшего с Лютером, своим вероучением оказавшим существенное влияние на мировоззрение художника. Кранах оказывал поддержку этому церковному реформатору в споре с анабаптистами, не признавшими крещения младенцев и считавшими, что выбор вероисповедания может быть лишь свободным и осознанным актом. Полемический характер картины, понудил Кранаха из имеющихся вариантов рассказа об этой истории выбрать именно изложение Марка, в котором говорится совсем еще о младенцах.
 Порой этот сюжет использовался для создания семейных портретов, персонажи которых облачены в современные одежды. Такие портреты служили художнику напоминанием о торжественном обряде крещения или конфирмации.
 «Иисус Вифании» - это эпизод с посещением Иисусом дома, где он провел время с Лазарем, которого до того воскресил, и с его сестрами Марфой и Марией, - единственное событие, происшедшее с ним в Фивании, откуда он затем направился в свое последнее путешествие в Иерусалим.
 Анализ конкретного художественного произведения – картины Фридриха Герлина «Мария Магдалина помазывает ноги Христа» - поможет продемонстрировать различие с изображением другой трапезы – в доме Симона. Считать, что художник опирается здесь на рассказ Иоанна, заставляет то бесспорное обстоятельство, что он изображает именно Марию, считавшуюся Марией Магдалиной. Так ее идентифицировать заставляет традиционный ее облик в западном искусстве – ее длинные волосы. Кроме того, здесь же изображен ее традиционный атрибут – чаша с притираниями.
 Собственно трапеза, оказавшаяся прерванной эпизодом помазания, состояла, согласно художнику, из хлеба и вина – еды явно евхаристического значения. Не следует забывать о том месте, где помещен рассказ Иоанна – непосредственного перед последним – торжественным – входом Иисуса Христа в Иерусалим и установлением на Тайной вечери таинства Причащения. Пророческий характер помазания (пророчество погребения Христа) подчеркивается художником привнесением пророческого смысла трапезы.

E - mail: balaschov.sascha@yandex.ru
©
Балашов Александр, 2009 - 2010

Hosted by uCoz