Библейские сюжеты
нового
Завета
Вознесение Христа
Рис.16. Рафаэль.
«Вознесение Христа»
Необходимо отметить, что Матфей и Иоанн не упоминают о
Вознесении
Христа. Лука, один единственный из евангелистов, который изобразил
Вознесение Христа как событие очевидное и исторически достоверное. В
отличие от предыдущих уходов Христа, являвшегося ученикам по воскресении
Своем, когда Он покидал их внезапно, на сей раз Христос возносился
постепенно: «Он поднялся в глазах их», и облако покрыло Его.
Церковь первых веков христианства вспоминала о Вознесении Христа в связи
со Святой Троицей. В IV веке возник праздник, отмеченный в сороковой
день после Пасхи. В соответствии со свидетельством. Крестоносцы на горе
Елеон воздвигли восьмиугольное здание с колоннами и открытым куполом,
которое уже в том же XII веке было превращено в мечеть.
Первые изображения Иисуса Христа стали появляться в III и IV веках. На
них показано, что из облаков появляется рука Бога – отца, которая ведет
Иисуса по горе к небу. Этот иконографический тип Вознесения сохранялся
до эпохи Каролингов, когда его сменил пришедший из Византии двухплановый
образ: в нижней половине стоит Дева Мария с Апостолами, в верхней
половине в ореоле фигура Христа; он возносится на небо, как правило, в
сопровождении двух Ангелов.
Фреска Джотто является типом Вознесения, в котором художник строго
следует библейской программе. Христос смотрится в профиль и как бы
самостоятельно восходит на небо: воздетые руки – деталь рассказа Луки.
Внизу под Христом, находятся его Апостолы и его мать Дева Мария. Таким
образом, изображения Вознесения Христа можно условно разделить на
«исторические» сюжеты, когда изображаются символы и персонификации
Церкви – Дева Мария и Апостол Павел.
Рис. 17. Джотто. «Вознесение Христа» (1304 – 1306). Падуя. Капелла
Скровеньи.
E - mail:
balaschov.sascha@yandex.ru
©
Балашов Александр, 2009 - 2010 |