Библейские сюжеты Нового Завета

Эль Греко. "Распятие Христа"

ОСНОВЫ ХРИСТИАНСКОГО ВЕРОУЧЕНИЯ (предисловие)

  • Биография художников

Введение. Благовещение

Детство и юность Иисуса Христа

Общественное служение Иисуса Христа

Страсти Христа

Воскресение Христа

Неверие Фомы

Вознесение Христа

Страшный Суд

Использованная литература

Эль Греко (1541 - 1614)
 Трудно сказать, какой стране принадлежал он. Родился в греческой семье на острове Крит, в то время венецианской провинции. Его подлинное имя Доменико Теокопулос. В детстве обучался иконописи, а в юности переехал в Венецию, где в мастерской Якопо Тинторетто осваивал классическую манеру живописи и рисунка.
 В Италии работало немало признанных мастеров изобразительного искусства. Доменико оказался в ряду "середнячков". Его картины не пользовались успехом. Перебравшись из Венеции в 1570 году в Рим, набрался знаний и мастерства. За эти 10-12 лет он стал известным художником, но не особенно знаменитым. Итальянские художественные школы его не устраивали, так же как подражание признанным стилям. По - видимому, он обладал сильным и независимым характером.
 Восприятие произведений искусства всегда индивидуально. Сказываются вдобавок социальные и политические факторы. Эль Греко выработал настолько своеобразную манеру письма, что вызывала споры в XX веке.
 Художественный язык позднего Греко кажется порой совершенно необычным для позднего времени. Деформированные фигуры то напоминают взвивающиеся к небу языки пламени, то уподобляются вытягивающимся отражениям в воде или удлиненным расплывчатым теням. Мастер особенно широко пользуется резкими, неожиданными ракурсами, приемом стремительного изменения масштаба фигур, то внезапно вырастающих, то исчезающих в беспредельной глубине, где стерты грани между землей и небом. Вихревое, взмывающее вверх движение в картинах барочной живописи, подчиняясь стихии иного, воображаемого мира.
 В 1577 году Доменико переехал в Мадрид. С этого началось новая полоса не только в его жизни, но и в творчестве. Имя его тоже изменилось: его называли Эль Греко. За несколько лет произошло чудесное превращение средней руки итальянского живописца в гениального испанского. Он окончательно обосновался в Толедо, который уже стал терять недавнее могущество.
 Восприятие произведений искусства всегда индивидуально. Сказываются вдобавок социальные и политические факторы. И дело не только в содержании картины, но и в стиле художника.
 Трудно сказать, чем объясняется смелое новаторство Эль Греко. Возможно, тем, что он был сначала воспитан на традициях греческой иконописи, пренебрегающей детальностью и натурализмом изображения во имя идеи, для полного раскрытия духовной сущности образа. Потом Греко освоил технику итальянских мастеров. А в старинном испанском городе Толедо он словно вспомнил свои детские и юношеские впечатления он икон, обогатив эту манеру художественными достижениями новой эпохи. Так мог окончательно оформиться его ярко индивидуальный стиль.
 Резкие световые контрасты, изломанные линии, удлиненные тела, отсутствие деталировки и ярких красок придают его картинам суровую сосредоточенность. В поздние годы он порой смело отходил от канонов реализма внешнего, стремясь наиболее полно передать реальность переживаний.
 Этот художник передавал утремленность к высшему, полет воображения, неутолимую жажду добра и совершенства. Без всего этого жизнь человеческая теряет смысл и значение.

E - mail: balaschov.sascha@yandex.ru
©
Балашов Александр, 2009 - 2010

Hosted by uCoz