Библейские сюжеты
Нового Завета
Эль Греко (1541 - 1614)
Трудно сказать, какой стране принадлежал он. Родился в греческой семье
на острове Крит, в то время венецианской провинции. Его подлинное имя
Доменико Теокопулос. В детстве обучался иконописи, а в юности переехал в
Венецию, где в мастерской Якопо Тинторетто осваивал классическую манеру
живописи и рисунка.
В Италии работало немало признанных мастеров изобразительного искусства.
Доменико оказался в ряду "середнячков". Его картины не пользовались
успехом. Перебравшись из Венеции в 1570 году в Рим, набрался знаний и
мастерства. За эти 10-12 лет он стал известным художником, но не
особенно знаменитым. Итальянские художественные школы его не устраивали,
так же как подражание признанным стилям. По - видимому, он обладал
сильным и независимым характером.
Восприятие произведений искусства всегда индивидуально. Сказываются
вдобавок социальные и политические факторы. Эль Греко выработал
настолько своеобразную манеру письма, что вызывала споры в
XX веке.
Художественный язык позднего Греко кажется порой совершенно необычным
для позднего времени. Деформированные фигуры то напоминают взвивающиеся
к небу языки пламени, то уподобляются вытягивающимся отражениям в воде
или удлиненным расплывчатым теням. Мастер особенно широко пользуется
резкими, неожиданными ракурсами, приемом стремительного изменения
масштаба фигур, то внезапно вырастающих, то исчезающих в беспредельной
глубине, где стерты грани между землей и небом. Вихревое, взмывающее
вверх движение в картинах барочной живописи, подчиняясь стихии иного,
воображаемого мира.
В 1577 году Доменико переехал в Мадрид. С этого началось новая полоса не
только в его жизни, но и в творчестве. Имя его тоже изменилось: его
называли Эль Греко. За несколько лет произошло чудесное превращение
средней руки итальянского живописца в гениального испанского. Он
окончательно обосновался в Толедо, который уже стал терять недавнее
могущество.
Восприятие произведений искусства всегда индивидуально. Сказываются
вдобавок социальные и политические факторы. И дело не только в
содержании картины, но и в стиле художника.
Трудно сказать, чем объясняется смелое новаторство Эль Греко. Возможно,
тем, что он был сначала воспитан на традициях греческой иконописи,
пренебрегающей детальностью и натурализмом изображения во имя идеи, для
полного раскрытия духовной сущности образа. Потом Греко освоил технику
итальянских мастеров. А в старинном испанском городе Толедо он словно
вспомнил свои детские и юношеские впечатления он икон, обогатив эту
манеру художественными достижениями новой эпохи. Так мог окончательно
оформиться его ярко индивидуальный стиль.
Резкие световые контрасты, изломанные линии, удлиненные тела, отсутствие
деталировки и ярких красок придают его картинам суровую
сосредоточенность. В поздние годы он порой смело отходил от канонов
реализма внешнего, стремясь наиболее полно передать реальность
переживаний.
Этот художник передавал утремленность к высшему, полет воображения,
неутолимую жажду добра и совершенства. Без всего этого жизнь
человеческая теряет смысл и значение.
E - mail:
balaschov.sascha@yandex.ru
©
Балашов Александр, 2009 - 2010
|