Библейские сюжеты
нового
Завета
Микеланджело (1475 - 1564)
Pietá

Высокая одухотворенность образа Марии, благородная
сдержанность ее чувства лишают трагическую тему оттенка безысходности,
сообщая скорби молодой матери просветленный характер. В этой группе
Микеланджело показал себя мастером, свободно справляющимся с трудностями
композиционного построения, чувствующим эмоциональную содержательность
жеста. Сколько выразительности, например, в
склоненной голове Марии, в движении ее отведенной в сторону левой руки,
в котором мы угадываем раздумье, скорбное недоумение, вопрос. Но по
своей пластической обработке группа эта представляет известный шаг назад
в сравнении с «Битвой кентавров», живая свободная пластика которой
сильно опередила свое время. Моделировка объемов в римской «Пьета»
довольно детализированна — это относится, в частности, к складкам одежды;
поверхность мрамора гладко отполирована в духе общепринятых тогда
традиций. История искусства периода Высокого Возрождения.
Тело Иисуса на коленях Марии, молодой женщины, сын для
которой и младенец, и юноша, и взрослый мужчина одновременно - жертва во
имя любви.
"Страшный суд"

«Страшный суд» - это колоссальная мировая драма.
Только могучий гений может передать весь ужас всемирной катастрофы в
одном эпизоде, в нескольких отдельных сюжетах. Испорченность нравов,
разврат и цинизм, изнеженность и коварство, продажность и легкомыслие -
все это вызывает нравственное падение и требует искупления нарушенных
божественных законов. С любовью в сердце и с гневом на устах обращается
здесь к миру великий Микеланджело.
Фреска поражает монументальностью и размахом. На ней запечатлено около 400
фигур в разнообразных, ни разу не повторяющихся позах. Благодаря
мастерству художника, каждая фигура кажется трехмерной, словно она не
написана, а изваяна. Сюжету такой обширной композиции вполне отвечают
сила знания и смелость воображения, богатство линий и контуров, эффекты
света и тени. Целый мир разнообразных движений отображает движения
внутренние. Всякого рода чувства, страсти, движения мысли, надежда,
отчаяние, зависть, бессильный гнев, ужас, боль и нравственное падение
находят свое место рядом с умилением, радостью и восхищением.
Необычное решение автора в построении композиции сохраняет важнейшие
традиционные элементы иконографии. Пространство разделено на два
основных плана: небесный - с Христом-судьей, Богоматерью и святыми и
земной - со сценами воскрешения мертвых и делением их на праведников и
грешников.
Трубящие ангелы возвещают о начале Страшного суда. Открыта книга, в
которой записаны все дела человеческие. Сам Христос является не
милосердным искупителем, но карающим Владыкою. Жест Судьи приводит в
действие медленное, но неумолимое круговое движение, которое вовлекает в
свой поток ряды праведников и грешников. Сидящая рядом с Христом
Богоматерь отвернулась от происходящего. Она отказывается от своей
традиционной роли заступницы и с трепетом внимает окончательному
приговору. Вокруг святые: апостолы, пророки. В руках у мучеников орудия
для пыток, символы страданий, перенесенных ими за веру.
Мертвые, с надеждой и ужасом открывая глаза, встают из могил и идут на суд
Божий. Некоторые поднимаются легко и свободно, другие медленнее, в
зависимости от тяжести собственных грехов. Сильные духом помогают
подняться нуждающимся в помощи.
"Страшный суд" - одно из наиболее тиражируемых его произведений - изображение Бога
Творца, перед моментом соприкосновения с безвольной рукой Адама. Телесно
человек совершенен.
E - mail:
balaschov.sascha@yandex.ru
© Балашов Александр, 2009
- 2010 |