Библейские сюжеты
нового
Завета
Эль Греко (1541 - 1614)
"Снятие одежд с Христа" (Эсполио)
Эль Греко получил заказ на создание композиции «Эсполио» (снятие одежды
с Христа), которая теперь хранится в ризнице собора в Толедо. Композиция
картины очень своеобразна: изображение словно растет снизу вверх,
фигуры, данные почти в одном плане, заполняют всю поверхность холста.
Ярко-красная одежда Христа как бы вырывает, изолирует его от толпы. Он
кажется отстраненным, он уже вне земных страстей. Рядом с Христом –
мужчина в латах, а за плечами видны головы двух разбойников и
характерные грубые лица на фоне скрещенных копий и пик. Внизу в углу –
три Марии, и на одном уровне с ними – рабочий, готовящий крест для
Христа. Трагедия одиночества в толпе и трагедия осознания неизбежности
смерти.
Картина привела к тяжбе с заказчиками, которые были недовольны
свое-образной трактовкой сюжета. Комиссия экспертов признала высокие
художественные достоинства картины, но капитул ее отверг, сочтя
запрошенную художником цену слишком высокой. В конце концов картину
поместили в соборе. Она пользовалась в городе всеобщим признанием.
"Снятие пятой печати"

Эта картина, излучающая сверкание красок, действует буквально
гипнотически. На огромном полотне в бездонном пустом пространстве,
окутанном вихревым движением перламутрово - голубых, серо - серебристых
и розово - сиреневых облаков, изображены мятущиеся бестелесные, безликие
существа, судорожно вытянутые фигуры которых словно колеблет движение
ветра. Среди этого мира теней на переднем плане до грандиозных размеров
вырастает фигура коленопреклоненного евангелиста, который воздевает руки
к небу в страстном пророческом экстазе. Редкая красота и превосходящая
возможности масляной живописи звучность красок имеют в своей основе
глубокое эмоциональное содержание. Уже само по себе поразительное
изображение пророка Иоанна - евангелиста. Его фигура, одновременно
вдохновенная и кажущаяся нелепой, напоминающая ствол огромного
обрубленного фантастического дерева с тянущимися в небо ветвями рук,
окутана громоздящимися складами одежды. Фигуры мучеников, которые в день
Страшного суда встают из разверзшихся могил, хотя и призрачны, но в
цвете более телесны, как бы вырастают из тона коричневато - розовой
почвы. В правой части полотна свечение красок гаснет, и отблески желтого
мерцают в складах зеленовато - оливковой ткани, поддерживаемой двумя
коленопреклоненными мучениками, смуглые тела которых полны трепетного
движения. Ирреальность изображенного, резкое искажение форм,
интенсивность колорита, тревожное движение скользящего света, то
загорающегося вспышками и обесцвечивающего краски, то загорающегося их в
тени до сумрачной темноты, - все подчинено созданию незабываемого,
исполненного страстного внутреннего напряжения художественного образа.
E - mail:
balaschov.sascha@yandex.ru
©
Балашов Александр, 2009 - 2010
|