Библейские сюжеты нового Завета

Эль Греко. "Распятие Христа"

ОСНОВЫ ХРИСТИАНСКОГО ВЕРОУЧЕНИЯ (предисловие)

Введение. Благовещение

Детство и юность Иисуса Христа

Общественное служение Иисуса Христа

  • Картины с образом Христа

Страсти Христа

Воскресение Христа

Неверие Фомы

Вознесение Христа

Страшный Суд

Использованная литература

Босх (1460 - 1516)
Алтарь "Искушение святого Антония"

Алтарь "Искушение святого Антония" - это одно из важнейших его произведений, полон злых насмешек над священнослужителями. В 1523 г. триптих был приобретён португальским гуманистом Дамьяо де Гоиш.
Лиссабонский триптих суммирует основные мотивы творчества Босха. К изображению рода людского, погрязшего в грехах и глупости, и бесконечного разнообразия адских мук, ожидающих его, присоединяются здесь Страсти Христовы и сцены искушения святого, которому неколебимая твёрдость веры позволяет противостоять натиску врагов -  Мира, Плоти, Дьявола. В ту эпоху, когда существование Ада и Сатанов все еще воспринимали непреложной реальностью, когда пришествие Антихриста ожидалось с неизменным религиозным напряжением, бестрепетная стойкость святого, глядящего на нас из своей молельни, заполонённой силами зла, должна была ободрять людей и вселять в них надежду. Центральная сцена -  совершение чёрной мессы -  одно из самых красноречивых свидетельств противоречивого мятущегося духа мастера. Здесь изысканно одетые священники-женщины справляют кощунственную службу, их окружает разношёрстная толпа: вслед за калекой к нечестивому причастию спешит игрок на мандолине в чёрном плаще с кабаньим рылом и совой на голове (сова здесь -  символ ереси). В верхней части створки Святой Антоний изображён с молитвенно сложенными руками, знаком неколебимости его веры. Его увлекают на небо тучи крылатых бесов, среди которых -  летучая жаба, лиса с хлыстом. Святой не обращает внимания на своих мучителей и не видит, что ему угрожает также водяной, вооружённый рыбой -  символом греха. Безучастный к соблазнительным видениям Антоний изображён здесь рыцарем веры, одержавшим победу над силами зла. Эта победа - главная тема правой створки лиссабонского триптиха. Антоний отводит взгляд, но в поле его зрения попадают пирующие бесы, которые жестами подзывают отшельника.

Алтарь "Сад земных наслаждений"
Алтарь "Сад земных наслаждений"
Это самый известный триптих Иеронима Босха, получивший своё название по теме центральной части, посвящён греху сладострастия -  Luxuria. Едва ли триптих мог находиться в церкви в качестве алтаря, однако все три картины, в общем, согласуются с другими триптихами Босха. Возможно, он выполнил эту работу для какой-то небольшой секты, исповедовавшей «свободную любовь».
Может показаться, что на картине изображено «детство человечества», «золотой век», когда люди и звери мирно существовали бок о бок, без малейшего усилия получая плоды, которые в изобилии дарила им земля. Однако не стоит считать, что толпа обнажённых любовников должна была по замыслу Босха стать апофеозом безгрешной сексуальности. Для средневековой морали половой акт, который в XX в. научились наконец воспринимать как естественную часть человеческого бытия, был чаще доказательством того, что человек утратил свою ангельскую природу и низко пал. В лучшем случае на совокупление смотрели как на неизбежное зло, в худшем -  как на смертный грех. Скорее всего, для Босха сад земных наслаждений -  мир, растленный любострастием.

Гравюры из цикла "Семь смертных грехов"

"Семь смертных грехов" — одна из самых ранних известных работ Босха. Она имеет ярко выраженный нравоучительный характер с элементами иронии и сатиры. Работа упоминается в литературе как настольная, наверное потому, что сцены в центре должны рассматриваться под разными углами. Так ли это — не установлено. Однако, точно известно, что испанский король Филипп II распорядился хранить «Семь смертных грехов» в спальне своей резиденции-монастыря в Эскориале, чтобы на досуге предаваться размышлениям о греховности человеческой натуры.
Центральная круглая композиция этой картины напоминает глаз — Всевидящее око Бога, наблюдающее за грешным человечеством, в зрачке которого изображена фигура Христа, предупреждающего и благословляющего на добрые дела. Христос окружен кругом золотых лучей .
Ниже надпись: "Берегись, берегись, Бог видит всё".
Дальше следует представление семи смертных грехов, способных погубить душу, с их латинскими названиями: гнев, гордыня, сладострастие( похоть), лень, чревоугодие, алчность(жадность) и зависть.
Художник находит для каждого из них понятный, жизненный пример, показанный с насмешкой. Можно посмотреть крупнее
Их содержание никак не укладывается в пределы названных автором тем. Гнев показан не только злобным и беспощадным, но и глупым; тщеславие громоздит причудливые сооружения; любой из грехов превращает людей в грязных и мерзких тварей.
 

Алтарный триптих "Поклонение волхвов"
Алтарный триптих "Поклонение волхвов"
Этот триптих был написан для часовни Братства Богоматери в Хертогенбосе и был действующим алтарём. Позже, испанский король Филипп II забрал эту работу в свою резиденцию-монастырь в Эскориале.
"Поклонение волхвов" показывает представление Младенца Христа трем волхвам, прибывшим с Востока. В отличие от других триптихов Босха, которые "читают" от слева направо, этот смотрится  от центра.
Триптих объединен общим пейзажем. На боковых створках изображены коленопреклоненные донаторы (заказчики) бюргер Питер Бронкхорст и его жена Агнесса со своими святыми покровителями Св.Петром и Св.Агнессой.
Основное действие разворачивается на центральной панели .
На фоне сельского пейзажа, переходящего на горизонте в городскую архитектуру странных очертаний, перед ветхой хижиной, - Мария с Младенцем, к которым благоговейно подступают волхвы с дарами. Три восточных царя : Мельхиор, Бальтазар и чернокожий Каспар поклоняются Младенцу Христу и подносят Ему свои дары - золото, ладан и смирну. Правда, торжественность церемонии нарушают недобрые элементы: два противостоящие друг другу вооруженных отряда на дальнем плане, безразличное и злобное любопытство пастухов. Этим Босх как бы говорил, что вездесущее зло вмешивается даже в самые священные события.
Он реалистичный, но ироничный по отношению к свидетелям чуда рождения Спасителя.


Полотна "Христос перед народом" ("Се, человек"), "Несение креста", "Надевание тернового венца"

"Христос перед народом" ("Се, человек")

"Несение креста"

"Надевание тернового венца"

"Христос перед народом"
Иисус, увенчанный терновым венцом, в кровь исхлестанный бичами, стоит рядом с Пилатом и его спутниками перед толпой злобной черни. Диалог между Пилатом и народом передаётся готическими надписями. Из уст Пилата слышатся слова: «Ecce Homo» («Се человек»). Ответ толпы: «Crufige Eum» («Распни его!») ясен и без слов — достаточно взглянуть на враждебные лица и угрожающие движения стоящих внизу людей. Глумливые, отчуждённые, просто злобные или тупые лица сливаются в одно многоголовое чудовище, единое орудие зла.
Здесь во всех полотнах изображаются рожи безумных людей, которые торжествуют и издеваются над Иисусом.

"Несение креста"
Картина напоминает кинематографический крупный план. Художник еще нигде не придавал человеческому лицу черты этого гротексного уродства.  Лишь двое — Христос и Св. Вероника, оба с закрытыми глазами, сохраняют простое человеческое достоинство, резко контрастируя с остальными персонажами. Они всматриваются в то, что предстаёт их внутреннему взору, не обращая внимания на творящуюся вокруг вакханалию. Губы Вероники даже тронуты чуть заметной улыбкой, в руках она держит покрывало, и вот с него-то, как ни странно, умоляюще смотрит на нас проступивший на ткани лик Христа.
При взгляде на разноликую злобную толпу ещё большее сочувствие вызывает тихая покорность Христа. Здесь и двое разбойников, которых должны распять вместе с Иисусом: в нижнем правом углу один, ощерив рот, злобно смотрит на своих мучителей; в верхнем правом углу — другой разбойник, замученный страданиями, раскаивающийся. Над ним насмехается первосвященник с исключительно мерзкой физиономией. Добротный рисунок и чувство света позволяют считать, что работа относится к позднему периоду творчества Босха.
У изображения малая глубина: кажется, что все головы расположены в одной плоскости; на лицах отражены самые разнообразные чувства, понятные всем зрителям. Раскаивающийся разбойник размышляет о смерти, его побледневшее лицо искажено мукой; он отрешённо смотрит вверх, не замечая озлобленных лиц. Создаётся впечатление, что его состояние графически подчёркивают детали: слева разбойника понукает фарисей, а справа на него наступает первосвященник.

"Надевание тернового венца"
Сюжет этой картины — один из эпизодов Страстей, крестного пути Христа. Молитвенно-философский характер трактовки канонического, типового сюжет позволяет видеть в ней визуальный парафраз на тему Imitatio Christi, «подражаний Христу».
Здесь исчезают элементы готической стилизации: фигуры теряют удлинённость пропорций и S - образный изгиб, силуэты становятся угловатыми, конкретными и индивидуализированными, лишаясь позднеготической плавности и декоративности ритма. В полуфигурах тюремщиков отражены все градации сопричастности злу, апогей его проявления — сатанинская усмешка старика с козлиной бородкой.
Некоторые детали одежды палача (правый верхний угол) с трудом подаются дешифровке: например, дубовые листья на шляпе и широкий ошейник с шипами — вроде тех, что надевали в те времена на пастушьих собак. Видимо, это должно было служить указанием на звериную суть персонажа, который выглядит совсем не злым, дружески положив руку на плечо Спасителя.
Физиономии окруживших Христа тюремщиков, возможно, воплощают четыре основных человеческих темперамента: так, персонажи у верхнего края изображения — это флегматик и меланхолик, те, что представлены внизу, — сангвиник и холерик. Но как бы то ни было, очевидно их резкое отличие от просветлённого лика Христа, полного смиренного приятия боли и страданий.

E - mail: balaschov.sascha@yandex.ru
©
Балашов Александр, 2009 - 2010

Hosted by uCoz